No 66 (2008-07-20) Успех в бизнесе и Искусство понимать людей. В одной из рассылок «Человек разумный – человек свободный» http://www.life-up.ru/content/view/159/30/ мы затрагивали вопрос персонала. Но рассматривали его со стороны соискателей, кандидатов, сотрудников. Теперь давайте посмотрим на сотрудников глазами руководителей, собственника бизнеса: «Коллектив у меня маленький. Предоставляем услуги по компьютерам и программам. Бизнес хоть и не большой, но развивается нормально. Есть вот такие проблемки. Сложно их решать. Было так, что один сотрудник в моей компании попытался работать лично на себя – продвигал лично себя в переговорах, по телефону и в конце концов всё таки увёл парочку клиентов, когда я его уволил. Приходят сотрудники и в начале ничего не умеют. Только чему-либо научатся, хоть чуть-чуть – задирают нос и требуют то повышения зарплаты, то в должности. Работают только под постоянным надзором. Отвлёкся на пару недель на новый проект, а у них тут же продажи упали. И всегда есть в оправдание уважительные причины. Я получаюсь какой-то злодей, что требую от них выполнения плана. Увольнять тяжело. Весь коллектив встаёт на дыбы и спасают своего товарища. Я опять злодей-бизнесмен. С уважением, Артём И.» После первого восторга: «Ура, у меня получилось - есть своя компания!» жизнь начинает активно знакомить нас с реалиями бизнеса, которые мы могли не замечать, по той или иной причине, в самом начале. К сожалению, подобные трудности встречаются часто и в маленьких, «семейного» типа компаниях, и в огромных корпорациях. Эти сложности с персоналом являются серьёзной угрозой бизнесу – пусть они ведут не к разрушению, но гарантированно останавливают и тормозят его развитие. Хочу процитировать слова Уоррена Хельмана, основателя инвестиционного банка: «Если вы мудро выбираете себе друзей, ваши дела пойдут в гору; если вы мудро выбираете себе дело и людей, которые будут работать с вами, вы станете процветать. И самое главное: всё остальное не имеет никакого значения». Лично от себя я бы добавила: Всё остальное, что привыкли изучать для ведения бизнеса, ничего не имеет такого важного значения, как отношения с людьми, которые включают в себя управление и контроль… Как часто правильно выбранное дело «подрезается» неправильным выбором людей, которые будут развивать это дело или неправильным управлением правильными людьми, неправильным отношениям с ними. Что такое «правильное» управление? Это такое управление, которое приводит вас, ваш бизнес к нужным, запланированным результатам, развивая его и сотрудников. И сотрудники согласны с таким управлением, со всеми решениями, уважая того, кто стоит во главе. Тогда сотрудники растут вместе с бизнесом, складывается команда. Правильное управление ведёт к порядку, росту и оздоровлению бизнес-системы и коллектива. Что такое «неправильное» управление? Это действия, которые всё время приводят не к тем результатам, которые вы планировали, при этом, отнимают у вас много сил, порождая проблему за проблемой, и вы вместе с бизнесом топчетесь на месте. А люди всегда недовольны вашими решениями и результатами, которые получаются. Если неправильно управлять правильными людьми – гарантировано получаются определённого типа результаты – беспорядок, двойные стандарты, ведущие к «болезни» самого бизнеса и разрушению коллектива, который в начале потенциально мог свернуть горы… На одной из консультаций, руководитель большой компании, только что закончивший престижный курс МВА, после долгой нашей беседы сказал мне с некоторым удивлением: «Да получается, что бизнес – это сплошная психология!? Рационального не так много в нём… Чему же нас учили тогда?». Да, это так. А учили тому, чему привыкли учить. Думаю, вы согласитесь, что в людях лучше разбираться, чем НЕ разбираться… Когда умеешь разбираться в людях – реже принимаешь не правильные решения и меньше совершаешь ошибок. Многим хочется уменьшить количество ошибочных решений. Бизнес существует только, когда есть люди – человеческие ресурсы, которыми необходимо управлять. Там, где есть люди – есть отношения. В бизнесе специфические отношения, но они есть: одни укрепляют систему, другие - разрушают. Нет отношений – люди уходят. Нет людей – нет бизнеса. Даже, если вы бизнес делаете в одиночку, то люди всё равно есть – это ваши клиенты. И ваша компетентность в управлении людьми тоже будет совершенно понятна…и отношения с ними, и к ним – очевидны. При создании бизнеса предприниматель или бизнесмен чаще интересуется вопросами управления финансами, юридическими вопросами, маркетингом, построением производства и системы сбыта, а ещё - ведением переговоров, увеличением прибыли, сокращением рабочего времени и пр. И не так много интересуется управлением людьми – как будто это самое простое, как будто это не самое главное. Как будто предыдущие вопросы, с финансами, переговорами и пр., будут решаться сами собой, без людей или без вас. Если посмотреть на проблемы компаний – то их, в основной своей массе, две: нехватка оборотных средств и нехватка нужных людей. Остальное – вариации на «тему», или - следствия этих двух. Нехватка оборотных средств не даёт развернуться и ограничивает в диапазоне принятия решений. Не хватка нужных людей лишает возможности осуществлять принятые решения – всё время требуется надзор: люди делают не то и не так. Теряются время и деньги. Замкнутый круг. Непонимание природы людей и неправильные отношения с ними порождают нелёгкий бег по кругу. Теряются силы – бизнес превращается в каторгу. Если же, разбираясь в людях, находить нужных, и при этом ими правильно управлять, то увеличивается прибыль. Не сразу, конечно. Да, если ещё государство не вмешается… с какой-нибудь своей новой «идеей». Будем реалистичны. Возникает вопрос: что следует изучать первым – управление людьми или как подбирать нужных людей? Эти два вопроса взаимосвязаны. И, обучаясь правильному подбору сотрудников, невозможно не затронуть управление, оставив его в стороне. У этих двух вопросов есть общая закономерность или фундамент - отношения, изучив который многое становится понятным. Может показаться, что эта закономерность не относится к бизнесу – она лежит в основе всей жизни в целом. Как утолить кадровый голод? Почему люди работают только под присмотром начальника? Ответ прост: кого подбирали – так и работают. А как подбирали… на что смотрели и как оценивали при подборе, если они теперь так работают? А как дела с управлением, если вы всё-таки приняли на работу того, кто вам нужен? Ведь, важно не то, что сотрудники делают при вас. Важно, что они делают БЕЗ ВАС. Как управлять так, чтобы и при вас, и без вас люди делали то, что нужно вам, что полезно для развития вашего бизнеса? В бизнес-литературе есть рецепты, с которыми я тоже согласна: для этого нужно принимать самые важные решения, которые принимает руководитель любой организации или подразделения, - это кадровые решения. Освоить основы подбора персонала можно на семинаре, который состоится у нас 1-2 августа 2008 года - http://www.life-up.ru/content/view/151. Что там будет? Для начала определим, что у вас есть в наличии, а что – вам необходимо: знания, опыт и ресурсы. Будем осваивать при подборе сотрудников – КАК и КУДА смотреть, чтобы понять - подходит вам человек или нет, сможете ли вы им управлять. Рассмотрим ошибки, опираясь на них (это очень ценный материал!), чтобы исправить их, если это возможно и более не повторять – минимизировать риски. Разберёмся, кого учить, а с кем – повременить в предоставлении этой привилегии. Чтобы вы смогли выбрать наиболее подходящего кандидата - познакомитесь с практичной и эффективной системой оценки деловых качеств людей, сэкономив значительное количество времени, сил и средств в вашем будущем. Уже на семинаре по подбору сотрудников вы познакомитесь с основой управленческой компетентности, и будете иметь возможность в дальнейшей своей повседневной деятельности практиковаться в этом. Желаю всем успехов в Ваших начинаниях. С уважением к Вам, Елена Романова water-fire-metal@mail.ru |
Комментариев нет:
Отправить комментарий